Меню сайта

kpbanner banner rd

Горячая линия

«Горячая линия» по противодействию коррупции во Всеволожском районе:
телефон 8(81370) 31-907

 

Рекомендации психолога родителям медлительных детей

В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».

Медлительность - это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами. 

Так, выделяются следующие причины медлительности: 

1. индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся; 
2. особенности воспитания (все делаем за ребенка); 
3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи); 
4. общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).

Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов. У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:

  • низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особенность часто раздражает взрослых); 
  • медленно одеваются, медленно едят, медленно  реагируют на просьбы и обращения взрослых;
  • наблюдается медленная речь,  дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно; 
  • движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;
  • новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность; 
  • усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности её подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;
  • они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать; 
  • долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;
  • долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются во время к-л д.;
  • не могут продолжительно и интенсивно работать;
  • этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими; 
  • часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;
  • ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами. Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными; 
  • чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок.
  • трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.

Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.

  • Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.
  • Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.
  • Помните: медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках. 
  • Предоставьте ему дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.
  • Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы. 

Подготовила: педагог-психолог
Сидорович Лилия Александровна

 

В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выпол­няют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».

Медлительность - это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.

Так, выделяются следующие причины медлительности:

1.    индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся;

2.    особенности воспитания (все делаем за ребенка);

3.    отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);

4.    общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тя­желых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).

 

Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов. У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:

Ø низкая (при­мерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особен­ность часто раздражает взрослых);

Ø медленно одеваются, медленно едят, медленно  реагируют на просьбы и обращения взрослых;

Ø наблюдается медленная речь,  дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно;

Ø движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;

Ø новые двигательные навыки у медлительных детей формиру­ются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность;

Ø усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;

Ø они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная лю­бую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать;

Ø долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;

Ø долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются во время к-л д.;

Ø не могут продолжительно и интенсивно работать;

Ø этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими;

Ø часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;

Ø ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, не­редко запугивают будущими неуда­чами. Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоян­ная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными;

Ø чаще всего бывает занижена са­мооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание фор­мируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успе­ха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок.

Ø трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

                                  

Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.

 

Следующие рекомендации помогут взрослым более эффектив­но общаться и заниматься с медлительными детьми.

Ø Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.

Ø Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.

Ø Помните: медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

Ø Предоставьте ему дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.

Ø Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы.

 

Подготовила: педагог-психолог

Сидорович Лилия Александровна