Выступление «Поговори со мною мама и папа» для родителей детей старшей группы
Цель: Развивать сотрудничество педагогов и родителей воспитанников путем расширения их педагогических и логопедических знаний.
Задачи: Повышать компетентность родителей в области логопедии; познакомить их с играми и упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях.
Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; рекомендации «Развиваем речь детей», «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада видеть Вас и сегодня я хочу рассказать Вам о деятельности логопеда по исправлению речевых нарушений у детей. А так же познакомить с упражнениями и играми, в которые можно поиграть дома с детьми и тем самым улучшить их речь.
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков. Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Речь способствует также передаче опыта во времени (между поколениями) и пространстве (посредством письма).
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста в норме. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, т. е. развиваются навыки звукового анализа слов.
Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.
Дети усваивают процессы словоизменения и словообразования. Грамматические ошибки могут оставаться. Но они характерны не только для дошкольников, а встречаются и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами. На уровне предложения дети используют распространённые и сложные предложения.
Дети способны рассказать о том, что видели или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия. Могут сами придумать рассказ или сказку. И всё получается логичным, развёрнутым.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
В чём же причина нарушения речи? А причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до появления на свет.
Нарушения речевого развития часто возникают при различных психических факторах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и пр.)
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве артикуляционной моторики. Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическим расположением аденоидов, искривлением носовых ходов и др.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания. (Смотреть рекомендации для родителей «Развиваем речь детей»)
Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи.
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь), это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Формирование умения узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных включает следующие этапы:
1. Развитие слухового восприятия:
слухового внимания;
слуховой памяти;
речевого слуха;
2. Становление фонематического слуха:
в рядах изолированных гласных;
в рядах слогов;
в словах;
Дифференциация парных звуков
Побор игр должен идти в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения ребенка различать неречевые звуки по их звукочасточным свойствам. Затем для развития слуха, т. е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
Главная роль в развитии способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью. Позволю напомнить, что даже самые серьезные нарушения речи устранимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с ребенком.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
На этом этапе выступления родители знакомятся с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. (Смотреть рекомендации для родителей «Развиваем речь детей»)
Заключительный этап. Этап вопросов-ответов.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, читая книги, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.