Меню сайта

kpbanner banner rd

Горячая линия

«Горячая линия» по противодействию коррупции во Всеволожском районе:
телефон 8(81370) 31-907

 

Ребёнок злословит

Осваивая богатства родного языка, маленький говорун не знает запретов — он экспериментирует со звуками, меняет порядок слов в предложении, придумывает свои собственные выражения. Малыш жадно впитывает и старается понять все, что говорят вокруг него. И очень часто в один прекрасный день это естественное любопытство приводит к тому, что ребенок сталкивается с особенным, нелитературным пластом речевой культуры.

Для нормальных родителей это всегда становится шоком — мало того, что в устах маленького мальчика или девочки ругательства звучат особенно грубо и нелепо, так еще нередко дети, интуитивно почувствовав опасный потенциал этих слов, и убедившись в нем, проследив за реакцией взрослых, начинают употреблять их постоянно. Грубые слова, обзывательства, нецензурную брань можно услышать повсюду, не только от родных и знакомых. Если дома не ругаются, малыш с еще большей вероятностью «запеленгует» и в скором времени протестирует на практике звучное необычное выражение. Он может воссоздать контекст, в котором оно было впервые услышано, может просто повторить его, как попугайчик, может простодушно поинтересоваться, что это значит. И от адекватной реакции родителей очень сильно зависят дальнейшие взаимоотношения малыша и плохих слов.Поэтому, будьте готовы, дорогие мамы и папы. Ни воспитание, ни тщательно подобранное окружение не сможет вам гарантировать, что в один прекрасный день чадо не заставит вас покраснеть до корней волос. Но и панически бояться этого момента совершенно не стоит: можно сказать, что «опробование на вкус» дурных слов — закономерный этап в речевом и психическом развитии ребенка. Будучи вовремя замеченными и правильно понятыми, они только улучшат ваше взаимопонимание. Упорно злословящий ребенок — не плохой, не испорченный, это малыш, который хочет привлечь к себе внимание. Как вести себя родителям и ближайшим родственникам?

Психологи по-разному советуют реагировать на услышанные от ребенка плохие слова. Их можно проигнорировать, можно расспросить детку, где она это услышала и объяснить, почему грамотные воспитанные люди так не говорят, можно пойти сказочным путем и рассказать, что каждое плохое слово превращается в змею и прячется где-то в доме. Обязательно дать понять, что такие слова очень расстраивают вас. По-своему хороши все эти способы, и их применение зависит от ситуации и темперамента ребенка.Что ни в коем случае нельзя делать — так это отчитывать и тем более прибегать к телесным наказаниям за использование ругательств. Это деструктивный и непедагогичный путь — ребенок вынесет из него опыт, что грубость порождает другую грубость и насилие. Это не лучшим образом скажется на психическом развитии. Кроме того, в детях сильны манипуляторские задатки: обнаружив, что определенные выражения выбивают маму и папу из колеи, маленький экспериментатор, возможно, захочет повторить эффект и более детально изучить его возможности. Ведь чада постоянно проверяют нас на прочность. Еще и поэтому никогда не реагируйте на злословие как на призыв о помощи или требование: если малыш выругался в сердцах, что у него что-то не получилось, он сердит или поранился, не спешите жалеть его или помогать. Иначе он может решить, что ругательства — нормальная часть стрессовой ситуации. Смеяться тоже нельзя — ребенок немедленно решит, что вы в восторге от его выходки.Именно экспериментальный фон злословия характерен для младших детишек — начиная примерно с 3 лет. Они действительно искренне хотят узнать, что означает необычное слово. Конечно, родителям не рекомендуется конкретизировать его значение, иначе есть опасение, что ребенок усвоит слово в качестве синонима, и тогда избавиться от него будет гораздо сложнее. На вопрос о том, что это, ответьте, что слово ничего не значит, оно просто злое, или скажите, что оно такое неприятное, что вам и говорить о нем неприятно.Плохие слова могут быть и способом привлечь внимание старших. В этом случае ребенка устроит даже ваша бурная отрицательная реакция (существует понятие «негативное внимание»). Таким нестандартным способом дети могут давать понять, что родители недостаточно общаются с ними. Парадоксально, но также сквернословие может быть реакцией и на гиперопеку со стороны старших родственников. Ругаясь, ребенок дает понять, что ему требуется личное пространство.

Дети-дошколята и младшие школьники нередко используют брань в качестве подражательного средства, усвоив стереотип «крутизны», навязанный телевидением и кинематографом. Как правило, в этом возрасте они уже знают смысл обесцененной лексики и прекрасно осознают, что ругательства могут носить «декоративный» смысл, необязательно служа выражением гнева или боли.

Умейте слушать и понимать. Цель родителя — научить ребенка объяснять свое состояние словами, а не манифестировать его ругательством. Тут вам поможет известный психологический прием «активного слушания»: например, ребенок обзывает своего приятеля по играм: «Вася — козел, ему надо по морде надавать!» Не расспрашивайте, что случилось, это и так выяснится, переключите острослова в конструктивное русло: «Ты очень расстроен, Вася чем-то обидел тебя». Услышав, что родитель правильно понимает его эмоции, ребенок переключается на их уточнение: «Нет, меня обидел Денис, а Вася не вступился!». Ответ мамы: «Вася твой друг, и ты хотел, чтобы он поддержал тебя». И вот уже разговор идет совершенно в другом направлении, растет взаимное доверие!Когда мама и папа терпеливо и последовательно демонстрируют свое отрицательное отношение к плохим словам, ребенок осознает их нежелательность и учится контролировать себя. А если родители постоянно работают над собой, пресекая причинение обиды, боли, унижения ребенку, относясь к нему как к равному, с заслуженным уважением, взаимопонимание в семье только крепнет.

Учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна