Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения
Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу, в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими, так и психоэмоциональными. Крайне важно правильно подготовить ребенка к переходу в новую группу.
Если ребёнок ранее посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои неврологические и психологические особенности, которые будут проявляться при изменении условий. Большой процент воспитанников речевых групп обнаруживают моторную неловкость, нескоординированность, плавность и точность движений вызывают у них существенные затруднения.
Эти аспекты необходимо учесть педагогам детского сада. Основными принципами работы с такими детьми является системный подход. Проводится комплексная работа всех участников образовательного процесса, то есть всех специалистов детского сада.
Детям приходится привыкать ещё и к новым видам деятельности, поскольку в логопедической группе определённая специфика работы. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей. От того, как пройдёт период привыкания, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. Дома с этой задачей справляются родители, и тем успешней, чем лучше были созданы условия для гармоничного вхождения ребенка в микроколлектив. А также, если родители представляют основные направления ведения беседы с ребенком и осведомлены об особенностях работы внутри коррекционной группы.
Адаптация детей к логопедической группе является значимым этапом для осуществления коррекционного вмешательства. Чем быстрее пройдёт этот период, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.
После зачисления детейв логопедическую группупроводятся индивидуальные беседы с родителями, во время которых педагоги знакомятся с некоторыми анамнестическими данными из истории развития ребенка, обсуждают индивидуальные особенности каждого воспитанника и выслушивают пожелания родителей.
В разных возрастных периодах дети по-разному реагируют на смену окружения. Например, переход в новую группу в старшем возрасте может вызывать у ребенка стрессовое состояние. Дети не понимают, почему они не могут общаться со своим прежними друзьями и любимыми воспитателями. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем им посещать занятия с логопедом.
Важнейшаязадача этого периода - сократить время вхождения ребенка в коллектив, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы и режиму работы.
Для знакомства детей со сверстниками и взрослыми организуются игры: «Чей голос?», «Узнай друга по описанию» и другие.
Для снятия эмоционального напряжения и создания комфортной психологической атмосферы в работу включаютсяэлементы психогимнастики, массажа и дыхательной релаксационной гимнастики, что помогает детям расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Один из способов для создания мотивации и положительного настроя воспитанников – использование материальных стимулов в обучении,которые помогают поддерживать стремление детей выполнять задания и поручения педагогов: «наклеек-оценок», применение интерактивного оборудования.
Главным условием для успешной адаптации являются положительный эмоциональный фон вокруг ребенка, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов, что, в конечном итоге, помогает детям и родителям быстрее привыкнуть к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речи.
Учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна