Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- - улучшить подвижность артикуляционных органов;
- - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- - увеличить амплитуду движений;
- - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Правила проведения:
- Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа).
- В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
- Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР
Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.
- берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений "часики", "качели", "колесо"
- положить шарик в углубление "чашечки" языка
- массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
- удерживать леденец губами, сжимая их
- прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
- массировать щеки изнутри шариком
После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
- кладем на середину языка и делаем трубочку языком
- дуем в трубочку на ватку
- ставим палочку в стакан с водой и булькаем
- выкладываем из палочек буквы и фигурки
СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:
- "трубочка" языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
- "трубочка" губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
- "чашечка" языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
- "грибок" — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
- делаем "усы" — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
- "ложка на тарелке" кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее
ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ
- крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их "склевать"
- покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
- положить крошку на кончик языка и сдуть
- проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
- построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
- ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК
- Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
- Приклеить к нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
- Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
- Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
- В углубление "чашечки" языка, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
- Погонять по тарелке языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.
Учитель - логопед
Воронина Надежда Викторовна