Меню сайта

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для тела – привычное дело, мы тренируем мышцы, чтобы они стали сильными, подвижными, ловкими. Для правильного становления речи у дошкольника важно тренировать мышцы языка, губ и щек. Язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения - звукопроизношения. Детям: до 2 лет артикуляционная гимнастика поможет заговорить, 2-4 летним быстрее поставить правильное звукопроизношение, 5-7 летним помогут преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что он делает языком. У взрослых артикуляция -автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Каждый нарушенный звук мы раскладываем на составляющие - артикуляционные, позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Занимаясь важно хвалить ребенка не только за результат, но и за старание. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.

Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво!

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

  • Позевывание.
  • Глотание воды, слюны.
  • Полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произнесение звука: а-а-а.
  • Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти

  • Открывание рта, свободное и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  • Перегонка воды из одной щеки в другую.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ

  • Улыбнуться, не обнажая зубы.
  • «Заборчик» - улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  • «Волчонок» - выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  • «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  • «Окошко» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  • «Прячем губки» - втянуть губы к зубам.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • Чмоканье.
  • Удержание губами карандашей, трубочек для коктейлей, конфет, ягод, орехов, мелко нарезанных фруктов (не рекомендуется брать мелкий не съедобный и бьющийся материал, т.к. возможно его проглатить и это должно быть безопасно).
  • Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»)

  • «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  • «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  • Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  • «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  • Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  • Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  • Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
  • «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  • Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  • Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  • «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  • Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  • «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
  • «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  • «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  • «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  • «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося: д-д-д

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

  • Опускание головы вниз.
  • Запрокидывание головы назад.
  • Поворот головы вправо-влево.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением
  • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Подготовила учитель-логопед
Дмитриева Яна Анатольевна