Меню сайта

Профилактика заикания у детей

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При появлении заикания в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Обычно заикание появляется от 2 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. (Это может длиться от 2 часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь: употребляя перед отдельными словами лишние звуки (а, и); повторяя целые слоги или целые слова в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

Причины заикания:

1. Физиологические. Ослабленность и заболевания центральной нервной системы, связанные с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. Иногда оно может возникнуть после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа).

2. Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным эмоциональным потрясением. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

3. Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Возможно появление заикания у детей с рано развившейся речью, когда родители обращаются с постоянными просьбами «повторить», «рассказать», говорить напоказ. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или перезагрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.

  • Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.
  • Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание проще предупредить, чем лечить.

Общие рекомендации для предупреждения заикания:

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

1. Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10 – 11 часов ночью и 2 часа днем. Вредно чтение перед сном «страшных» сказок (о Бабе Яге, Лешем и т.п.) Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, заниматься у компьютера.
2. Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Постарайтесь исключить ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Не показывайте малышу свои волнения по поводу его речи. Важно помнить, что нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, т.к. в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя его одного в помещении, особенно плохоосвещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, занимаясь чем — либо, или же лишить участия в любимой игре и т.п.

3. Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, т. к. дошкольник быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Не заставляйте ребенка проговаривать трудные слова по нескольку раз.

4. Укреплять общее здоровье. Позаботьтесь об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключите очень шумные компании и продолжительные подвижные игры. В детском коллективе следите, чтобы его не дразнили другие дети. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

При заикании также рекомендованы закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Для снятия эмоционального напряжения, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
И главное: заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Подготовила: учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна