Меню сайта

Эпидемия раннего чтения

Последнее время родителей охватила эпидемия раннего чтения: «Подумать только: нашему ребенку уже 4 года, а он еще не читает». Амбициозные мамы и бабушки штурмуют «школы раннего развития», которые, в свою очередь, в погоне за прибылью готовы опускать планку обучения чтению все ниже и ниже. «Ваш ребенок в полтора года сидит на горшке просто так? Без дела? Пора бы ему уже и буквы знать...»

Между тем, нет никаких серьезных доказательств тому, что раннее чтение действительно развивает, стимулирует развитие интеллекта. А вот примеры того, как дети, умеющие читать до школы, быстро теряют свои преимущества перед одноклассниками и даже начинают отставать, становятся средненькими, ничем не выдающимися учениками, – можно встретить в каждой школе.

Оказывается, раннее развитие так же вредно, как и задержка развития. Причем в случае задержки развития определенные структуры мозга работают неправильно, потому что повреждены или были не востребованы окружением ребенка. А вот в случае раннего развития — ситуация несколько иная. Можно также говорить, что какая-то структура не развивалась вовремя, потому что регулярно обкрадывалась. Во-первых, не была востребована в полной мере, во-вторых, все ресурсы, энергия уходили на более сложный, энергоемкий навык (чтение в нашем случае). Иначе говоря, чтение формировалось по инвалидному типу.

Специалисты по детской нейропсихологии отмечают, что раннее обучение чтению тормозит и обкрадывает развитие моторики (крупные и мелкие движения) и восприятия.

Детские психологи, выражая своё мнение, пишут:

«Это как если бы вы решили научить ходить ребенка в очень раннем возрасте, скажем, в 6 месяцев. Понятно, что на свои ноги он не может опереться, вы ему предлагаете «костыли», он начинает на них передвигаться... и вот оно! ...«наш ребенок ходит»... Но двигается-то он на костылях, а не на собственных ногах».

Только «инвалидность и костыли» в данном случае скрыты и неопытному глазу не заметны. Сначала поговорим о том, что же нужно развивать у ребенка до 4-5 лет. В первую очередь – движение (крупная и мелкая моторика), речь и восприятие (начиная с базовых ощущений: зрение, слух, прикосновение и т.п. – до более сложных целостных систем). А на уровне мозга это обеспечивается работой энергетического отдела, отделами переработки сенсорной информации, двигательной корой и отделами, отвечающими за первичные формы пространственного восприятия (например, правое полушарие).

Для того чтобы научиться читать, мозгу нужна энергия, затем нужно научиться различать образы букв (это графическая, пространственная сторона), затем – соединить буквы в цепочку, ряд (это ритмическая сторона действия). И, наконец, чтение становится автоматизированным: не замечая, «как именно мы читаем», мы просто это делаем. «Буква» и «слово» перестают быть рисунками в книге, а становятся символами, знаками, т.е чтением уже, скорее, управляет левое полушарие мозга, а не образное правое. Для этого, к слову, нужно, чтобы еще и связь между левым и правым полушарием была развита достаточно.

Другими словами, если энергии мало, образы букв плохо запоминаются, нет единого ритма – мы можем столкнуться с нарушением чтения, тупиками в обучении. Ребенок путает буквы, пропускает и переставляет буквы, не интонирует окончание предложения, угадывает части слова, читает медленно (устойчивое послоговое чтение) и т.п.

В ситуации нормального, «неускоренного» развития, на основе движений тела и работы органов чувств, происходит формирование пространственных представлений. Ребенок быстро проходит этап графического образа буквы, хорошее развитие двигательной коры стимулирует формирование соседнего участка мозга, который отвечает за ритм и последовательность, а там уже и беглое чтение появляется без задержек.

Почему раннее чтение вредно?

Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:

к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит скорее всего останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).

Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.

Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и к проблемам с поведением.

Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность ребенка в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами. Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.

Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, устранять ее утечки, учить ребенка ползать и прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков и др.

Подготовила: учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна