Влияние неправильного прикуса на развитие речи детей
Какому человеку не хотелось бы, чтобы его зубы были ровные и белые, как нить жемчужин? А это зависит не только от здоровья самих зубов, но и от правильного прикуса, который формируется с раннего детства. А вот неправильный прикус может привести к проблемам, причем гораздо большим, чем принято считать.
У маленьких детей неправильный прикус может стать причиной задержки развития речи, картавости, трудностей с произношением отдельных звуков. В дальнейшем могут развиваться нарушения сна, храп, воспалительные заболевания уха, горла и носа, могут быть проблемы с пищеварением, не говоря уже об эстетической составляющей.
Сильные нарушения прикуса влияют на положение височно-челюстных суставов, а значит и височных костей, которые участвуют в формировании равновесия ребенка. Правильный прикус – не только залог здоровья зубов, но и всего организма, и следить за этим надо с самого раннего детства.
Что такое неправильный прикус?
Правильный прикус – это, когда при закрытии рта верхние передние зубы смыкаются над нижними и перекрывают их на треть. Остальные зубы при этом касаются друг друга – каждый верхний напротив своего нижнего собрата, нет смещения или искривления отдельных зубов.
Неправильный прикус – это такое соотношение между зубами верхней и нижней челюсти, при котором они либо не полностью смыкаются, либо сдвинуты относительно друг друга, либо наоборот перекрывают друг друга слишком глубоко. Иногда случается и полное отсутствие одного или нескольких зубов в ряду или их смещение в разные стороны.
Выделяют несколько видов неправильного прикуса в зависимости от расположения зубов:
- Дистальный прикус – верхние зубы сильно выдаются вперед по сравнению с передними.
- Мезиальный прикус – вперед выдвинуты нижние зубы, а верхние находятся позади них.
- Глубокий прикус – верхние передние зубы слишком глубоко перекрывают нижние, больше чем на половину.
- Открытый прикус – верхние и нижние передние зубы не смыкаются и между ними остается щель.
- Перекрестный прикус – определяется соотношением коренных зубов: верхние и нижние коренные зубы правильно совмещаются друг с другом только на одной стороне. Нормальное жевание при этом возможно только с одной стороны.
- Дистопия зуба – смещение одного зуба в сторону, вверх или вниз от общего ряда.
- Диастема – большая открытая щель между двумя передними зубами, чаще верхними.
Все эти виды неправильного прикуса могут быть выражены сильнее или слабее, а могут встречаться и совместно.
Причины неправильного прикуса.
Прикус начинает формироваться у человека с раннего детства и проходит через несколько этапов становления: от молочных зубов до коренных. Самые частые причины неправильного прикуса – врожденные, которые ребенок наследует от родителей. Предотвратить это можно, если с раннего детства наблюдать малыша у стоматолога и проводить необходимую профилактическую терапию. Кроме наследственности к неправильному прикусу могут приводить:
- Родовая травма – вызывает отклонения в развитии костей черепа, в том числе верхней и нижней челюсти.
- Неправильное прикладывание к груди – постоянное подсасывание нижней или верхней губы может затормозить рост одной из челюстей.
- Злоупотребление соской-пустышкой – более 6 часов в течение суток.
- Рахит.
- Дыхание постоянно открытым ртом из-за болезней ЛОР органов (аденоиды, хронический насморк и т.п.)
- Вредные привычки – сосание пальца, игрушек.
- Неправильное положение во время сна (с открытым ртом, запрокинутой или наоборот прижатой головой).
- Проблемы с молочными зубами – кариес, раннее выпадение, истирание, поздняя замена коренными.
Важный этап формирования правильного прикуса – временный прикус в возрасте между 3 и 6 годами. В это время некоторые дети не могут отучиться от пустышки и сосания пальца, что провоцирует смещение зубов от ровного положения.
Прикус и логопедические проблемы
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При челюстных дефектах образуется неправильный прикус, при таких аномалиях детей следует отправлять к врачу – ортодонту. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Неправильный прикус у детей часто является одной из причин развития логопедических проблем. Причем на прием к логопеду многие детки попадают примерно в 5 лет, перед школой. Если специалист выявляет нарушения в речи из-за неправильного прикуса, то направляет ребенка к ортодонту.
Лечение и профилактика
Чем раньше начать заботиться о здоровье зубов, тем лучше будет и для вас, и для малыша. В раннем детстве многие проблемы можно предотвратить что называется "на корню". Вот несколько советов:
- Уделите внимание правильному прикладыванию малыша к груди (или правильному захвату соски, если вы кормите смесью). Не позволяйте ему поджимать губы при сосании. Если сразу научить ребенка правильно, то не придется переучивать, поэтому полезным может оказаться обращение к специалисту (врач педиатр, консультант по грудному вскармливанию и т.п.)
- Не злоупотребляйте пустышкой: давайте ее только тогда, когда она действительно необходима. Предпочтительны ортодонтические пустышки, хотя сами по себе они не способствуют правильному прикусу. Не допускайте, чтобы ребенок сосал пустышку больше 6 часов в сутки.
- После 2 лет отучайте ребенка от пустышки, а также от вредных привычек сосать палец или игрушки. Поскольку у многих детей стойкие привычки бывают связаны с психологическими проблемами, возможно потребуется помощь детского психолога.
- Следите за ровным положением малыша во время сна, не допускайте чтобы он спал с запрокинутой или прижатой головой и открытым ртом. Если во сне ребенок храпит, плохо дышит или просыпается – обратитесь к педиатру и стоматологу, поскольку прикус может влиять на дыхание.
- Вовремя лечите болезни уха, горла и носа, особенно если они сильно затрудняют дыхание ребенка и ему приходится дышать через рот.
- Проводите профилактику и своевременное лечение рахита.
- Тщательно ухаживайте за молочными зубами ребенка, поскольку их неправильное развитие или выпадение влечет за собой проблемы коренных зубов.
- Регулярно показывайте ребенка стоматологу, даже если он здоров, а при выявлении проблем с прикусом – ортодонту.
Исправление неправильного прикуса – довольно непростая и тонкая задача. Пока ребенок растет, размер челюстей у него меняется, и неправильное применение той или иной ортодонтической техники может обернуться неправильным ростом челюсти и зубов. Поэтому жесткие методики, такие как брекеты, применяются обычно не ранее 10 – 12 лет после нескольких консультаций и периода наблюдения.
Неправильный прикус в раннем возрасте нельзя оставлять без внимания. В это время необходима активная профилактика и умеренное лечение, поскольку впоследствии, когда кости окрепнут, справиться с возникшей проблемой будет гораздо труднее.
У маленьких детей применяются мягкие съемные ортодонтические аппараты (капы, трейнеры и т.п.). При преждевременной утрате зуба необходимо проводить его протезирование, чтобы соседние зубы не сдвинулись со своего места, и общий рост челюсти не был нарушен. Не стоит уповать на то, что когда малыш вырастет, все проблемы рассосутся сами собой – большинство наших болезней "родом из детства".
Подготовила:
учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна