Кинезиологические упражнения для дошкольников
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад.
Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п.), могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина, которой низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить у ребенка речь, пространственные представления, тонкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость, гармонизирует баланс жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.
Правила выполнения упражнений:
- занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- требуется точное выполнение движений и приёмов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- перед интенсивной умственной нагрузкой;
- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
- каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании.
Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук;
- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Попробуйте выполнить ряд основных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия:
- «Пальчики здороваются». Каждый палец, начиная с мизинца, касается большого пальца по очереди. Необходимо начинать с одной руки, например, ведущей, затем пробовать одновременно на обеих руках.
- «Кулак, ребро, ладонь». Это упражнение подходит для диагностики состояния тонкой моторики ребенка. Предложите дошкольнику изобразить ладонь в виде «кулака», затем «ребром» и «ладонью» вниз. Сначала отрабатываем и пробуем на одной руке (ведущей), постепенно добавляем вторую руку. С каждым разом ускоряем темп выполнения задания. Советую выполнять упражнение вместе с ребенком, то есть поиграть: кто быстрее и точнее выполнить задание.
- «Солдатик марширует». Левая рука в виде кулачка, а правой упереть ладонью к левой. На счет раз, поменять положение рук, то есть теперь левая будет в виде прямой ладони, а правая – кулачок.
- «Рисование обеими руками» Название говорит само за себя: ребенку предлагается рисовать/обводить синхронно обеими руками предъявляемый рисунок. Данное упражнение отлично формирует межполушарное взаимодействие.
- «Ухо-нос» Выполнение данного упражнения требует огромной концентрации, но если вы с легкостью выполняли предыдущие упражнения, то упражнение «ухо-нос» не вызовет затруднений. Итак, возьмитесь правой рукой за нос, а левой рукой за левое ухо (чтобы руки образовали «крест»), запомните ощущение, где у вас находятся руки. На счет раз поменяйте положение рук, то есть левая рука коснется носа, а правая рука левого уха. На счет два поменяйте положение рук, как вы их ставили вначале упражнения. Когда будет получаться, можете добавлять хлопок ладошками при смене рук.
Итак, кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Желаю Вам вдохновения и удачи в выполнении основных кинезиологических упражнений! Помните – наша речь на кончиках пальцев!
Список литературы:
1. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М.,2000.
2. «Гимнастика мозга» Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон, 2015 г.
Интернет – ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=YK_FMNRc6JY
https://www.youtube.com/watch?v=9_ZdedMaJy0
Подготовила: учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна