Консультация для родителей «В мире звуков»
Уважаемые родители, фонематический слух — различение звуков (фонем) речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При нарушении фонематического слуха (ребенок воспринимает (повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то «очень приблизительно». «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов: та-па-ка, та-да; трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению: дети читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Вот почему развитию фонематического слуха должно уделяться большое внимание и без специальной «тренировки» сложно достичь нужного уровня.
Каковы же возрастные границы и условия формирования фонематического слуха?
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Уже на второй неделе жизни у новорожденного появляется слуховое сосредоточение и заключается оно в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь. Поэтому так важно уже в первый год жизни закладывать базу для формирования фонематического слуха и знакомить младенцев с миром окружающих звуков: тиканьем часов, журчанием воды, щебетанием птиц, шелестом травы, шумом ветра, гулом самолета, музыкой… А можно поиграть с малышом. Вы медленно отрываете от листа бумаги полоски и наблюдаете, как внимательно слушает ребенок этот удивительный шелест. А когда малыш научится захватывать игрушки, можно проделывать эти манипуляции совместно.
Ребенок подрастает, становится дошкольником, он уже владеет речью, а мы продолжаем слушать, узнавать и различать неречевые звуки. Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? Что происходит за окном? Как шипит масло на сковородке? Как кипит вода в чайнике? И т.д.
Узнавание неречевых звуков – первый этап в формировании фонематического слуха – способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше, ему может быть 5-6 лет, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу именно с этих игр. Предлагаю игры для развития фонематического слуха.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палочку, постучите ею поразным предметам в комнате. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.Потом ребенок отгадывает, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящегоколокольчика, бубна, свистка.
Игра «Угадай, что звучало?»
Вместе с ребенком извлекайте звуки из игрушечных музыкальных инструментов, пока малыш не научится четко различать их на слух. После этого спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться ролями: ребенок играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Другой вариант. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что звучит? В это время Вы можете переливать воду, шелестеть газетой, щелкать пальцами, издавать звуки ножницами, ложками, полиэтиленовым пакетом.
Игра «Загадочная газета»
Манипулируйте листом газеты и слушайте, как меняются звуки, когда вы комкаете ее,хлопаете по ней,рвете газету медленно и быстро, бросаете на пол, складываете на части, разрезаете ножницами, чиркаете по ней карандашом.Ребенок отгадывает производимые действия.
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Ребенок угадывает по звукупотряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Второй вариант. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от «киндер сюрпризов». Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Игра «Маленький барабанщик»
В этой игре мы знакомим ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками. Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро. Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко. Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).
После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука. (Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо). Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.
Игра «Похлопаем»
Повторить ритмический рисунок хлопков.Например - два хлопка, пауза, один хлопок. Более сложный вариант: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, один хлопок. Можно повторять ритмы с закрытыми глазами.
Уважаемые родители, как можно чаще играйте с ребенком! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил. Вы спросите: «Когда?». Используйте любую минутку: когда идете из детского сада домой — слушайте звуки улицы; дома – уделите ребенку 10 - 15 минут своего времени, и он будет бесконечно счастлив. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!
Материал подготовила учитель-логопед Воронина Надежда Викторовна с использованием материалов сайтов: