Меню сайта

kpbanner banner rd

Горячая линия

«Горячая линия» по противодействию коррупции во Всеволожском районе:
телефон 8(81370) 31-907

 

Зачем нужны настольные игры?

Настольная игра удобна. В неё можно играть всей семьёй, с друзьями и детьми. Неважно какая вокруг обстановка — купе поезда или ваша кухня - настольная не занимает много места.

Настольные игры обладают важным достоинством: они могут серьёзно улучшить способности ребёнка в разных сферах. Настольная игра не требует принуждения: участвовать и соблюдать правила ребёнок решает добровольно.

Итак, чем же полезны все эти кубики и карточки?!

1. Математические навыки

Счёт ходов, очков, денег, точек, выпавших на кубик — то, что мимоходом проделывают в игре даже дошкольники. Почти все игры требуют хотя бы арифметического вычисления победителя.

Важно, как именно ребёнок ходит по полю: считает от одного или же прибавляет результат к уже отсчитанным полям, выполняя таким образом всё более сложные математические операции.

В общем, родителям, которые хотят помочь дошкольнику продвинуться в обращении с числами, учёные рекомендуют обращать внимание на номера полей и переводить разговор к числовым дорожкам.

2. Пространственное мышление

Кажется, между склонностью к настольной головоломке и умению парковаться посреди двух близко стоящих машин нет ничего общего. Учёные считают, что такая связь есть. Исследователи проанализировали данные детей в возрасте от 4 до 7 лет и сообщили, что настольные игры, пазлы и кубики очень здорово помогают в пространственном мышлении детей. Ни рисование, игры в игрушки, ни езда на велосипеде или самокате, ни рассказывание историй — хотя причём тут они? — не оказывали влияния на пространственный интеллект так, как бумажные пазлы.

3. Развитие речи и социальное взаимодействие

Социологи же чаще говорят не конкретно о речевом развитии, а о более широких коммуникативных навыках, которые нам дарят настольные игры, то есть умение поладить с другими, договориться об очерёдности ходов, согласиться и не заплакать, когда победит другой. Само собой разумеется, коммуникативные навыки легче всего будет развиться у дошкольника в игре. Пытаясь объяснить свои поступки, ребёнок начинает анализировать, размышлять о скрытых механизмах собственного выбора и приходит к удивительному результату, который обнаруживают многие педагоги: «Пока объяснял, сам понял». Поэтому к хорошей настольной игре должен прилагаться родитель, который всё время делает непонимающее лицо и вопрошает: «Зачем ты так сделал? Почему? Ну-ка поясни...».

4. Концентрация внимания, воли и подготовка к школе

«Выполнение правил требует от ребёнка строго определённых действий, что повышает возможность формирования регулятивных умений и конкретных навыков, заложенных в игре», — утверждают доктор психологических наук Нина Салмина и кандидат психологических наук Ирина Тиханова в своём труде «Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр». Ребёнок, которому учитель 500 раз за урок успевает сказать: «Не вертись! Сиди смирно! Руки на парту сложи!», — удивительным образом сидит за столом с игровым полем два часа и дисциплинированно передвигает красный колпачок. Самоконтроль и умение сдерживать импульсы со временем превратятся в способность концентрироваться на учебных задачах.

5. Стратегическое мышление

В игре действие имеют выраженные последствия, причём эти последствия красноречиво сказываются на результатах. Игра даёт некую закрытую среду, в которой, во-первых, не страшно действовать, а во-вторых, причинно-следственные связи легко отслеживаются даже за 20 минут. Это позволяет продумывать ходы наперёд, пытаться предсказать поведение противника и учиться на собственном опыте.

6. Познавательные способности и творческое мышление

Познавательный интерес просыпается у ребёнка, когда мама или папа вносит домой припорошенный снегом сверток. Внутри вполне может оказаться игрушка, коробка с пазлами или настольная игра. Настольные игры часто содержат мощный образовательный элемент, который окажется тем сильнее, чем больше расскажет родитель о новых правилах игры.

Учёные из британского университета Оксфорд Брукс выяснили, что дети, которые задействуют в своих играх фантазию, обладают более сильным творческим потенциалом. Так что не расстраивайтесь, если ребёнок принёс в игру свое дополнение.

7. Улучшение самочувствия

Психологи считают, что привлекательность настольных игр зависит от возраста ребёнка. Дошкольника зацепит сюжетная тематика («спасти зайчика от ёжика», «слепить кошке пирожок») и образность игрового материала, то есть здесь будут важны фигурки людей, машин, а ладье пририсуют глазки. Чем старше будет ребёнок, тем больший интерес у него вызовет заданная игрой проблема: выйти из лабиринта, удержать рыбу на удочке. С развитием мотивации достижения все более значимым будет победа. А это значит, что играть будет ещё интереснее.

Подготовила: воспитатель ГКН №1
Шитова Ирина Николаевна