Развитие связной речи детей в семье
Родители оказывают огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на контакт. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком.
Всем этим они способствуют расширению кругозора ребёнка, развитию пытливости и любознательности. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную.
Говорить с детьми надо обыкновенным правильным языком, главное - говорить медленно, ясно и громко.
В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения.
В итоге, к шести – семилетнему возраст ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка.
Таким образом, для развития речи ребенка достаточно традиционных форм общения: разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки и т.д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
Советы родителям:
- Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
- Во время прогулки в лесу, парке учите ребёнка наблюдать за окружающим миром, в процессе наблюдения побуждайте его к рассуждению, умению логически мыслить. Попросите ребенка определить характер, поведение деревьев. Начните рассказывать сами – пусть ребёнок заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – доброе с раскидистыми ветками, которые похожи на добрые руки человека; другое – строгое, стройное, как солдат на посту; третье – грустное, одинокое. Найдите на полянке три цветка (листочки, шишки, веточки, грибы и т.д.). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом предложите поменяться ролями.
- Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших детей такое непосредственно мышление и восприятие.
- Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».
- Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Подобные задания помогут ребёнку развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Играйте со своими детьми! Подарите им радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
Подготовила: воспитатель ГКН №1
Шитова Ирина Николаевна