Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы. Сохраняют и укрепляют здоровье детей. Способствуют восстановлению сил, снятию напряжения. Создают благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддерживают психологическое здоровье детей.
На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, физкультминутки и логоритмические упражнения, кинестетические и кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, релаксация.
При выполнении дыхательной гимнастики: организм насыщается кислородом; улучшаются обменные процессы; происходит нормализация психо-эмоционального состояния; повышается иммунитет; развивается продолжительный, равномерный выдох; формируется сильная воздушная струя; тренируется умение экономно расходовать воздух в процессе речи.
Артикуляционная гимнастика помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Зрительная гимнастика используется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; для укрепления мышц глаз; для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Основные задачи физкультминутки: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи.
Кинестетические и кинезиологические упражнения помогают активизировать различные отделы коры головного мозга. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический самомассаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и ладонях при помощи массажных шариков Су- джок.
Упражнения на релаксацию помогают детям научиться управлять собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Релаксация помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Дети с удовольствием выполняют все игровые оздоравливающие мероприятия.
Подготовила учитель – логопед
Воронина Надежда Викторовна.
https://nddskv1.vsevobr.ru/roditelyam/uchitel-logoped/362-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoj-rabote#sigFreeId6b307ca6ba