Условия для детей с ОВЗ
План работы психолого-педагогического консилиума на 2024-2025 уч.год
График заседаний психолого-педагогического консилиума на 2024-2025 уч.год
Условия для детей с ОВЗ в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1»
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения, обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель функционирования групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной основной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» осуществляет обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
В МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» функционирует 4 группы компенсирующей направленности и 1 группа комбинированной направлености
Вид группы | Количество обучающихся |
группа компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет) | 67 обучающихся |
группа компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) | |
группа комбинированной направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет) | |
Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста (3-6 лет) | |
группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) |
2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта.
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
В МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители) участвует в проектировании и организации образовательного процесса.
Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МДОБУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ДОО, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в Учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение по АОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МДОБУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Уровень квалификации педагогических и иных работников Учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует требованиям.
В МДОБУ работает педагог-психолог, учитель-дефектолог, 3 учителя-логопеда, имеющие опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации различной тематики: «Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими нарушения в речи, в условиях ФГОС ДО (ОВЗ, ЗПР, ТНР)», «Коррекционно-воспитательная работа в логопедических группах ДОО», «Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Логопедический массаж при дизартрических расстройствах у детей»; и другие, что позволяет им эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, инновационной площадке, участвуют в конкурсах различного уровня.
Информация о составе педагогических работников МБДОУ с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «Руководство. Педагогический состав».
Необходимую помощь воспитанникам в МДОБУ оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе компенсирующей/комбинированной направленности.
В работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителей-логопедов, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В МДОБУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МДОБУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, установлено современное интерактивные оборудование, имеются ноутбуки для педагогов. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение».
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с нарушением речи – это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков, речевые дидактические игры и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей, специально подобранные развивающие дидактические игры.
При использовании помещений МДОБУ для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов специалистов. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение».
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
ДОО, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ТПМПК.
Более подробная информация об адаптированных программах для детей с ОВЗ МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1» размещена на сайте в разделе «Образование».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой.
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, рекомендациями специалистов на основе решения ТПМПК.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МДОБУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты и воспитатели компенсирующих групп МДОБУ наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ три раза в год: в сентябре (первичная), декабрь-январь (динамическая, промежуточная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.
Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МДОБУ.
Особенности коррекционно-развивающей работы в МДОБУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
- развитие психических процессов, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;
- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др.
Условия охраны здоровья обучающихся с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и специалистов позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников.
Психолого-педагогический консилиум
Приказ О создании Психолого-педагогический консилиума на 2024-2025 учебный год
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ № 1»
План работы Психолого-педагогический консилиума
График работы Психолого-педагогический консилиума
Положение о группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ №1»
Положение о группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ №1»
Положение о группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ №1»
78 лет Великой Победы
В рамках проведения основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 в Ленинградской области от 17.06.2020 года проводится акция «ВСЕВПОЛК».
Среднесрочный проект, посвящённый 75-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г. (для средней, старших, подготовительных групп)
Блокадный Ленинград. Проектная деятельность «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Защитники Отечества нашего поколения. Военная техника.
Беседа во 2 младшей группе №1, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
История Георгиевской ленточки.
Как правильно носить георгиевскую ленточку?
Книга о ветеранах Нового Девяткино
Праздник 8 Марта
Март – это время любви и цветов,
Нежных улыбок и ласковых слов.
Праздник чудесный приходит в наш дом
С ясной улыбкой, добром и теплом.
8 Марта - праздник, который символизирует приход весны. Это международный деньженщин, праздник нежности, ласки и красоты.